По преданию, существуют пять символов этого стиля, они
развивают и укрепляют внутренние и внешние качества человека:
Тигр - это олицетворение большой силы, выносливости, укрепление мышц,
костей, это внешняя сторона. Параллельно идет развитие и взращивание силы духа,
эти два качества должны идти рядом, помогая друг другу. В теле тигра не должен
обитать дух мыши. В прикладном аспекте это короткие мощные удары, взгляд
пронзительный, а глаза круглые, блестящие.
Леопард - проявление скорости, прямые резкие и ловкие удары, специфические
формы кисти, уделяется внимание быстрой мышечной работе. Внутренняя сторона -
это скорость мышления, сообразительность, эрудированность.
Змея - это гибкость, подвижность суставов, перетекание движений одного в
другое, исполнение быстрое, резкое, острое. Внутренняя сторона - гибкость мышления,
с помощью которого идет понимание.
Журавль - равновесие тела, баланс, устойчивость, работа хлесткая, резкие
импульсы движений, укрепление сухожилий. Внутренняя часть - контроль эмоций,
спокойствие духа.
Дракон - символ Шаолиня, он сочетает все выше упомянутые качества: работу с
дыханием, подвижность и концентрацию.
Тело, дух и разум должны быть едины, движения округлые, как у Дракона -
повелителя воды и воздуха. В технике боя - это еще и опыт, с помощью которого
достигается мастерство. Внутренняя сторона - жизненный опыт, который
накапливается на протяжении всей жизни и благодаря которому мастер достигает
духовного уровня.
Стиль также соответствует пяти основам восточной философии:
Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера. Пять первоэлементов:
дерево, огонь, земля, металл, вода. Еще из отдела бойца пять дополнений:
Твердость, Мягкость, Сообразительность, Смелость, Трезвость.
Принципы Вин Чун
Основой Вин Чун можно назвать несколько
принципов:
- Принцип центральной линии – воображаемая линия, проходящая вертикально через
центр вашего тела. Ученик Вин Чун тренируется защищаться и атаковать по
центральной линии, чем достигается высокая эффективность защитных техник и
скорость атакующих;
- Принцип экономии движения Базовая концепция – кратчайшее расстояние между
двумя точками – это прямая.
Поэтому, практически не используются круговые удары руками /ногами/. К
сожалению, многие не правильно представляют эту концепцию. Самое
распространенное заблуждение – что и передвижение в Вин Чун прямолинейные /об
этом ниже/;
- Постоянный контакт с противником. В большинстве единоборств, при защите
используется следующий подход – блок и затем удар. В Вин Чун, блок и удар
происходят одновременно. Или одна рука блокирует руку противника, а другая одновременно
бьет, или же сам блок переходит в удар. Если после удара противник не повержен,
то боец Вин Чун продолжает атаку, не теряя контроля над противником: рука,
которой только что был нанесен удар не оттягивается к корпусу, а котролирует
руку противника, не давая ему возможности развить атаку, а рука, которая
блокировала переходит на удар;
- «Фейсинг» и работа ног /передвижения/. Практикующий Вин Чун всегда стремиться
занять такое положение по отношению к противнику, что бы обе руки могли
действовать одинаково эффективно. Занимая определенное положение к противнику,
последний не сможет использовать для атаки обе руки. Достигается это за счет
передвижений.
Обучающийся Вин Чун, становится очень эффективным и легко приспосабливаемым
бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными
принципами базовой техники.
Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов
чувствительности" – техника Чи Сао /Липкие руки/. Чи Сао
является учебным упражнением целью которого является:
- развитие чувствительности – боец Вин Чун, войдя в контакт с противником может
предсказывать /чувствовать/ следующее действие противника
- умение занимать необходимый угол для атаки и защиты;
- контроль центральной линии;
- отработка техники как таковой и передвижений.
Вся техника Вин Чун суммируется в шести формах /формальных комплексах/,
выстроенных в строгой иерархии.
Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин - Чун: Сиу Лим Тао, Чам
Киу, и Бию Джи.
По изучению этих техник, студенту присваивается первая мастерская степень, и он
переходит к изучению четвертого раздела обучения - «Техники деревянного
маникена» - Мук Ян Чу Фа – это 4-ая форма Вин Чун.
После этого, начинается изучение работы с оружием – длинным шестом и парными
ножами Дао /бабочки/.
Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип
тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на
тех же принципах, что и бой голыми руками.