История.
Стиль Юнчунь-цюань возник в середине XVIII в., отделившись от стиля "Южный Белый Журавль". Согласно преданию, этот стиль создала женщина по имени Янь Юнчунь, перенявшая техники "Южного Белого Журавля" у буддийской монахини Умэй в горах провинции Юннань. Позже Юнчунь принесла эти техники в Кантон, где они и стали "Кулаком Юнчунь" ("Вин Чун Куэн" в кантонском произношении). Первым достоверно известным мастером Юнчунь-цюань был аптекарь из Кантона Лян Джи Тай (XIX в.), который обучил врача Лян Яна. У Лян Яна было трое учеников - Лян Чун, Лян Бак и Чан Ва Шун. У них обучались все наиболее известные мастера, основавшие современные ветви Юнчунь-цюань. В настоящее время Юнчунь-цюань является одним из самых популярных стилей китайского Ушу в мире. Существует несколько ветвей этого стиля, развивающиеся в КHР (Фошань, Фуцзянь, Кантон, Гуанчжоу, Шуньдэ, Чжаоцинь, Гаохэ), Гонконге, Макао, Вьетнаме, Малайзии, Филиппинах, США и т.д. Hаиболее известными и популярными являются китайская ветвь, возглавляемая Лян Гуанманем; гонконгская ветвь, основанная Ип Манем; вьетнамская ветвь, основанная Тэ Конгом. Hаиболее известные современные мастера - Ип Чун, Вильям Ченг, Леон Тин, Августин Фонг, Хоан Вин Занг, Хвин Hгок Ан, Саймон Лау, а также основатель Джит Кун До Брюс Ли. Юнчунь-цюань основывается на принципах эффективности и рациональности. Реальность применяемых техник ценится выше, чем внешняя красота движений. Стиль Юнчунь-цюань считается одним из самых реальных боевых стилей, его осваивают в спецподразделениях и армиях ряда стран (США, Израиль, Вьетнам, Англия и др.); многие бойцы других направлений воинских искусств осваивают Юнчунь в качестве дополнения к своему стилю. Оригинальной и высокоэффективной является школа Синь Цзя Юнчунь-цюань (Modern Wing Chun), девизом которой является - "Традиция и Современность".
Традиции и современность
"Традиция" - это канон Школы, неуклонное следование ее принципам, уважение к истокам. Это основа жизнеспособности Школы, то, что делает ее Искусством. Обучение базируется на - изучении традиционных форм (Таолу); использовании методики Цяо Шоу ("руки-мосты") и Цяо Туй ("ноги-мосты"); соблюдении базовых принципов (контроль центральной линии, одновре-менность защиты и атаки, нижнее положение локтя, рациональность, прямолинейность) и тренировочных теорий (сначала жесткое - потом мягкое, сначала внешняя работа - потом внутренняя, сила генерируется в пояснице, наиболее важны техники слушания, следования, прилипания, обвивания и контроля); выработке и использовании боевой силы Цзинь; наличию четырех основных разделов всех традиционных школ Ушу (техника рук - Шоу Фа, техника ног - Туй Фа, захваты и болевые замки - Циньна, борьба - Шуайцзяо). "Современность" - это учет реалий современного мира, основа для развития и эволюции Школы, то, что позволяет называть искусство Боевым. Обучение разбито на этапы - Пай Шоу, Бан Шоу, Лоу Шоу, Фан Шоу (причем освоение техник и методов, необходимых для самообороны, происходит на начальном этапе обучения). В процессе обучения используются дополнительные формы (как учебный вспомогательный материал), расширяющие возможности бойца. Большое внимание уделяется реальности используемых техник и приемов, с учетом специфики современности (характер конфликтов, используемое оружие, особенности современного рукопашного боя, одежда, климат и т.д.). Происходит рациональное заимствование способов и методов ведения боя в других системах, если они не противоречат канону Школы.
Техника Юнчунь-цюань базируется на формах: Сяо Жень Тоу, Сюнь Цяо, Бяо Цзы, Сань Чжань и др.
Терминология Юнчунь-цюань гун-фу Формы (таолу) Сань Чжань - "три схватки" Сяо Жень Тоу - форма "малой идеи" Сюнь Цяо - "наведение мостов" Бяо Цзы - "летающие пальцы" Сань Бу Лянь - "связка трех шагов" Ян Цзы - форма техник боя на дальней дистанции Ибай Ба Фа - техника 108 приемов Му Ян Чжу Тао - форма деревянного манекена Лун Гунь Тао - форма шеста-"дракона" Ба Шуан Дао - форма с парными мечами-"бабочками" Шуан Цзянь Тао - форма с парными мечами-цзянь Разделы техники и методы тренировки Цзыбеньгун - базовые техники и упражнения Шоу-фа - техника рук Туй-фа - техника ног Циньна - болевые и удушающие приемы Шуайцзяо - броски и выведения из равновесия Ци Гун - дыхательные упражнения Цзинь Гун - тренировка "боевой силы" Пай Шоу - "хлопающие руки" Бан Шоу - руки-"крылья" Лоу Шоу - захватывающие руки Фан Шоу - "связывающие" руки Туй Шоу - толкающие руки Цяо Шоу - руки-"мосты" ("липкие руки") Цяо Туй - ноги-"мосты" ("липкие ноги") Дуйлянь - парная работа Му Ян Чжу Фа - техники с деревянным манекеном Лун Гунь Шу - техника работы с шестом Ба Шуан Дао Шу - техника работы с мечами-"бабочками" Цзянь Шу - техника работы с мечом-цзянь Сяо Гун Шу - техника работы с короткой палкой
Техника рук (шоу-фа)
Удары: Чун Цюань - прямой удар кулаком Тань Цюань - горизонтальный удар тыльной стороной кулака Бэн Цюань - вертикальный удар тыльной стороной кулака Гуань Цюань - боковой удар кулаком Чао Цюань - удар кулаком снизу Пи Цюань - кулак-"молот" Туй Чжан - удар основанием ладони Пи Чжан - удар ребром ладони Бяо Чжан - удар пальцами Дэ Чжоу - удар локтем по кругу-сбоку Пань Чжоу - удар локтем сбоку Цянь Дин Чжоу - удар локтем вперед Тяо Чжоу - удар локтем вверх Хэ Дин Чжоу - удар локтем в сторону Чэнь Чжоу - удар локтем вниз Худэ Чжан - удар ладонями-"бабочками" Юнь Шоу - "облачные" руки
Блоки: Пай Шоу - блок хлопком ладони Тяо Шоу И - блок предплечьем наружу Тяо Шоу Эр - блок предплечьем внутрь Бан Шоу - блок "крылом" Гуа Шоу - отводящий блок вниз Бяо Шоу - блок вверх Лоу Шоу - блок захватом
Техника ног (туй-фа) Стойки и передвижения (бу-фа): Мабу - стойка "всадника" Сюйбу - стойка с весом на задней ноге Дулибу - стойка на одной ноге Эр Цзы Ма - стойка "песочные часы" ("лошадь двух иероглифов") Чжуй Ма - стойка "прекрасной наездницы" ("сидящая лошадь")
Удары: Дэн Туй - удар пяткой вперед Цзе Туй - удар, пересекающий опорную ногу Цэ Чуай Туй - удар ребром стопы Хоу Дэн Туй - удар назад Юаньян Туй - удар "утки-мандаринки" Лихэ Туй - удар махом внутрь Байлянь Туй - удар махом наружу Цэ Дянь Туй - круговой удар внутрь Динси - удар коленом
Блоки: Тиси - защита подъемом колена Тяо Туй - блок голенью наружу Бан Туй - блок голенью внутрь
История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет.
Эта история полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.
В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Юнчунь, переводимом на русский язык как "Цветущая Весна". Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя - Юнчунь.
Неполные родословные стиля Юнчунь-цюань, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча истину под покровом времени.
В давние времена в Китае правила манчжурская династия Цин (1644-1911). Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания.
К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.
Монахи и ученики храма Шаолинь стойко боролись и отражали все нападения правительственной армии, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. В 1810 году группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла.
Лишь немногим из мастеров удалось спастись. К счастью, среди спасшихся была и монахиня Нгу Мэй. Уцелев после кровавой расправы в Шаолине, она скрылась в храме Белого Журавля (Байхэсы) на горе Лун Тай. Нгу Мэй всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре "Света сыновней почтительности".
Ученик Южного Шаолиня Янь Сы покинул Фуцзянь и осел в сельской местности Кантона. Его жена умерла, оставив ему единственную дочь, которую звали Янь Юнчунь, что значит "Вечная Весна". Они поселились с дочерью у подножия горы Тай Лунь, обосновались на новом месте и открыли маленький ресторанчик. Янь Сы набрал группу учеников и начал преподавать боевые искусства. Между тем Янь Юнчунь выросла и стала красивой девушкой. Только вскоре ее красота обернулась против нее. По старинному обычаю, отец пообещал выдать Янь человека по имени Лян Бак Чон. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Янь Сы не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Юнчунь, не желая становиться его женой, бежала из дома. Единственным человеком, к которому девушка могла обратиться за помощью и поддержкой, была мудрая монахиня Нгу Мэй. Прибежав в монастырь Байхэсы, Янь Юнчунь поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Янь Юнчунь в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.
Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Янь Юньчунь, любимой ученице Нгу Мэй.
Янь Юнчунь выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя - близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности "разогнать" свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.
Вскоре Янь Юнчунь вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Юнчунь пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.
После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Янь стала женой Лян Бок Чана, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Янь Юнчунь, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лян Бок Чан решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.
Лян Бок Чан передал секреты Юнчунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы "Красная Джонка" и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.
Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.
Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Юнчунь-цюань, усилив его боевые возможности.
Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Юнчунь-цюань прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Юнчунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания "Короля Юнчунь". Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Юнчунь.
Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу "Ва - Деревянные руки". Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал "руки" деревянному манекену (мокчжон).
Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу "Ва - Меняла", который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Юнчунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунфу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.
Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, "Ва - Деревянные руки" привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Юнчунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику "липких рук" в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку.
Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол.
Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил "Ва - Деревянные руки", каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Юнчунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. "Ва - Деревянные руки", вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда "Ва - Деревянные руки" вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Юнчунь и каковы его способности. "Ва - Деревянные руки" этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.
После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ - одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Юнчунь.
Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Юнчунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Юнчунь-цюань.
Яо Цай передал фошаньский Юнчунь-цюань Яо Ци, Яо Ци обучил Лян Цюаня. Лян Цюань обучил Лян Гуанманя, который впоследствии стал представителем девятого поколения фошаньского Юнчунь-цюань.
По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Особенно уважали Юнчунь полицейские чиновники. Ип Мэн постоянно говорил своим ученикам:
- Не учите иностранцев!
Первым, кто не последовал этому призыву, был один из его учеников известный киноактер Брюс Ли, который стал преподавать Юнчунь для иностранцев. Китайские учителя неоднократно пытались заставить его закрыть свою школу. А когда Брюс Ли захотел изучить у своего учителя последние техники из формы с деревянным манекеном "мукчжон" и даже предложил за это купить ему большую квартиру, однако Ип Мэн ответил резким отказом. Поэтому Брюс Ли был вынужден создать на базе Юнчунь-цюань собственную систему "Путь опережающего кулака" (Джит Кун-до), с добавлением филиппинской техники боя палкой (эскрим) и других не только азиатских, но и западных стилей боя.
Брюс Ли дополнил свою систему, введя в нее удары ногами, броски, а также различные элементы из бокса и борьбы. Собственно Юнчунь был вскоре забыт, но легенда о связи "Маленького Дракона" и Юнчунь осталась в умах многочисленных поклонников ушу. На этой волне образовались крупные организации Юнчунь, особенно в США, Германии и Великобритании.
Современные представления о Юнчунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах мира.