История.
История филиппинских боевых искусств
Боевые искусства тесно связаны с историческими и культурными традициями народов их создавших. Особенности боевых искусств народов, населяющих острова Филиппинского архипелага определяются их историей и уникальной культурой, сформировавшейся на стыке различных цивилизаций. В течение своей истории Филиппины испытали влияние различных цивилизаций, привносивших в их культуру свои влияния:
* Аутентичные техники Филиппин
* Боевые искусства народов Индии
* Пенчак Силат
* Испанское фехтование
* Испанский ножевой бой
* Испанский бой на палках
* Ушу
* Окинава-тэ
* Кэндо
* Дзю-дзютцу, Айкидо
* Бокс
* Борьба
Филиппины – государство на островах Филиппинского архипелага, расположенного в Тихом океане у юго-восточных берегов Азии, территорию которого составляют более 7000 островов, наиболее крупные из которых: Лусон, Минданао, Санар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро и др. Среди населения Филиппин насчитывается более 45 этнических групп, которые подразделяются на: равнинные прибрежные народы (бисайа, тагалы, илоки, бикол, пангасинан, ибанаг, самбал и т.д.), ранее других подвергшиеся колонизации и испытавшие большое влияние сначала испанской, а затем американской культур; горные народы (ифугао, бонток, тингиан, апайо, букиднон, балаан, субанон и др.), живущие во внутренних районах крупных островов и в значительной мере сохранившие традиционную культуру и верования; моро – исламизированные народы Южных Филиппин; пигмеи аэта, которые считаются наиболее древним народом.
Практически все племена имеют свои системы боевых искусств, так среди ибанагов развивалось искусство Пагкаликали, среди тагалов - Панандата, бисайа - Калирадман, илоков - Пагарадман, илоканов - Кабароан, пампанганов - Синавали, пангасинанов - Калиронган и т.д.
Наибольшее развитие боевые искусства получили среди равнинных прибрежных народов, как наиболее открытых внешним воздействиям, однако, аутентичные системы ведения боя наилучшим образом сохранились до наших дней у моро и у горных народов.
Зарождение филиппинских боевых искусств относится ко второй половине первого тысячелетия н.э., когда значительная часть Филиппин находилась в сфере влияния суматранского государства Шривиджая, культура которого носила следы индийского влияния. В этот период на Филиппины переселилось большое количество малайцев, которые смешались с местным населением, образовав основу большинства современных народностей. Принесенные ими боевые системы получили на островах название «тьякалеле» (хотя ряд современных исследователей сомневается в том, что такое искусство реально существовало).
С IX – X вв. прослеживаются торговые и политические связи некоторых районов Филиппин с Китаем. Китайские торговцы и переселенцы познакомили местное население с искусством цюань-шу, известном на Филиппинах как «кунтао».
В XIV – XVI вв. часть Филиппин находилась в зависимости от яванской империи Маджапахит, а на отровах Себу, Лусон, Панат, архипелаге Сулу начали формироваться независимые княжества. С середины XVI в на юге Филиппин и в некоторых районах Лусона распространился ислам, проникший на архипелаг вместе с арабами через Индонезию. Все это привело к участившимся междоусобным войнам, что способствовало развитию различных систем боя и появлению разнообразного холодного оружия (крис, кампилан и т.д.). В это же время на Филиппинах появляется индонезийско-малайский силат.
Однако современный облик филиппинских боевых искусств начал формироваться только во второй половине XVI в. Это связано, во-первых, с проникновением на архипелаг южнокитайских стилей ушу провинции Фуцзянь, а, во-вторых, с началом испанской экспансии.
В 1521 г. на Филиппинах впервые появляются европейцы – экспедиция под руководством Фернандо Магеллана. Заключив союз с правителем острова Себу, Магеллан принял участие в нападении на остров Мактан, во время которого был убит. Мактанский вождь Лапулапу, по легенде победивший Магеллана в поединке, считается первым из великих бойцов эскрима и героем борьбы за независимость. Само же это событие большинство филиппинских школ считают ключевым в развитии боевых искусств, доказывающим превосходство местной техники боя над испанской. Однако современные исследователи справедливо считают, что победа над испанцами была одержана за счет численного превосходства филиппинцев, а испанская фехтовальная школа легла в основу филиппинского боя с палками, ножом, мечом и другим оружием, и именно она определила современный облик филиппинских боевых искусств.
В 1565 г. начался захват Филиппин испанцами. Недовольство испанским владычеством привело к целой серии антииспанских восстаний, в которых активное участие принимали и мастера боевых искусств. Первые восстания (в 1572 г. и 1587-1588 гг.) под предводительством наследственных правителей дату произошли в районе Манилы. К наиболее крупным относятся также восстания в 1622 г. на островах Бохол и Лейте, в 1650 г. на Висайских островах и северном Минданао, в 1660-1661 гг. на острове Лусон (под предводительством Малога), в 1744 г. началось восстание под предводительством Франсиско Дагохо на острове Бохол, которое испанцы не могли подавить в течение 85 лет. В 1762 г. в ходе Семилетней войны английские войска на один год захватили Манилу и ряд других районов Филиппин. В это время по всему архипелагу прокатились народные восстания, направленные как против испанцев, так и против англичан. В 1896 г. началась национально-освободительная война, которая завершилась в 1898 г. признанием независимости Филиппин, однако, в том же году был подписан договор между Испанией и США, по которому Филиппины были переданы Соединенным Штатам. В 1899 г. США начали войну против Филиппинской республики, которая закончилась поражением филиппинской армии.
Во время II мировой войны, в 1941 г. на Филиппины вторглись войска Японии, установившие военную диктатуру. В 1942 г. на Лусоне была создана народная армия Хукбалахан, которая вела бои против оккупантов. Многие мастера боевых искусств вступили в американскую армию и воевали в составе диверсионных подразделений. После окончания войны на Филиппинах начался подъем национально-освободительного движения, приведший в 1946 г. к признанию Филиппин суверенной республикой.
В период своего присутствия на Филиппинах, в районах которые находились под их контролем, испанцы запрещали открытые тренировки по боевым искусствам. Это привело, как и в ряде других стран, к сближению боевых искусств с танцевальной культурой и музыкой. Боевые тренировки маскировались под народные праздники и танцы. Наследием этого являются, с одной стороны, национальные филиппинские танцы сакутинг, имитирующий бой на деревянных палках, тиниклинг и сингкил, где палки используются для отбивания ритма, а с другой, танцевальные элементы в боевой технике и, принятое в некоторых школах, проведение тренировок под музыку.
Представители современных школ боевых искусств на Филиппинах утверждают, что филиппинское фехтование и рукопашный бой были едва ли не основным оружием национально-освободительной борьбы. С этим утверждением вряд ли можно согласиться (особенно, что касается периода новейшей истории), однако, не подлежит сомнению, что высокая результативность филиппинских стилей и ставка на реальность применяемых действий объясняются их богатой боевой историей как в прошлом, так и в наши дни – на юге Филиппин в межэтнических стычках от холодного оружия гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях, которые во всем мире занимают первое место по смертности.
После признания независимости Филиппин, школы боевых искусств вышли из подполья, началось их развитие, создание новых стилей, они получили государственную поддержку как национальный вид спорта. Были созданы такие организации как Филиппинская ассоциация Арниса (Samahang sa Arnis ng Philippines), Международная федерация филиппинских боевых искусств (IPMAF, Samahang Sabansaan Ng Sining Marsiyal Ng Pilipinas), Всемирная Федерация Эскрима, Кали и Арниса (WEKAF), Альянс Филиппинских Боевых Искусств (РМАА) и другие, которые занимаются развитием филиппинских боевых искусств в мире и спортивной деятельностью.
В XX в. многие филиппинцы эмигрировали в США (в основном на Гавайи). Среди них были и мастера боевых искусств, в частности такие Мастера как Флоро Виллабрилле, Анжел Кабалес, братья Пресасы и другие, которые стали открывать свои школы. С этого времени начинается распространение филиппинских боевых искусств в Америке, а затем и во всем мире. В настоящее время крупные центры филиппинских боевых искусств есть, кроме самих Филиппин, в США, Великобритании, Франции, Германии, Дании, Швеции, России и ряде других стран.
Арнис–Эскрима–Кали – проблема правильного названия
Существует много различных мнений относительно того, как правильно называть филиппинские боевые искусства. Наиболее распространенная та, которая утверждает, что все три термина начали применяться в ХХ в., при этом: Кали - это классические стили, использующие клинковое оружие, а Арнис и Эсрима - современные направления, использующие техники палки и клинка различными способами.
Согласно другим представлениям:
1. Арнис и Эскрима – это синонимы, обозначающие весь комплекс филиппинских боевых искусств, а Кали – современное упрощение от термина «тьякалеле»
2. Кали – это название исконного боевого искусства Филиппин, Эскрима относится к стилям, сформировавшимся под влиянием испанцев, а Арнис – к современным школам.
3. Кали – искусство правителей «дату»; Эскрима – искусство аристократии; Арнис – стили, распространенные среди простонародья.
4. Кали – бой с использованием традиционного холодного оружия; Арнис – бой на палках; Эскрима – обобщающий термин, в Эскрима входят и Арнис, и Кали, и другие разделы.
5. Арнис – стили северных Филиппин; Эскрима – острова центра архипелага; Кали – боевые искусства юга.
Современные исследования истории филиппинских боевых искусств (в первую очередь работы Mark V. Wiley) показывают, что проблема намного сложнее.
Во-первых, в филиппинских боевых искусствах, при всей их внешней схожести, нет строгого единства. В общей мозаике присутствуют как стили, напрямую наследующие традиции самих Филиппин, Индонезии, Малайзии, Китая, Европы, так и их произвольные, и порой довольно причудливые, комбинации.
Во-вторых, ряд мастеров менял название своих стилей, используя при этом все три термина по мере того, как, то или иное имя становится более популярным.
В-третьих, многие народности Филиппин и отдельные мастера вообще не пользуются этими тремя терминами.
В связи с этим, весьма интересным представляется подход Mark V. Wiley, который предлагает выделять 4 категории.
1 категория – общие термины, относящиеся к филиппинскому искусству боя с оружием: армас де мано, арнес де мано, арнис де мано, арнис, далан ти армас, дидья, эскрима, эсгрима, эстокада, эсокю, фрайле, гароте, кабароан, кадаанан, кали, калирадман, калиронган, пагарадман, пагкаликали, пананандата, ранголиси, саксакан, синавали.
2 категория – термины, относящиеся к наиболее часто употребляемым техникам и манерам боя: абанико, абьерта, бахад, банда и банда, бока де лобо, боланте, кадена реал, контра компас, крузада, де кадена, де фондо, де марина, де салон, доблете, эстрелла бартикаль, флорете, фондо фуэрте, лагас, ластико, очо-очо, редобле, редонда, ретирада, серрада, санкити, теро писада и др.
3 категория – имена собственные, использующиеся в названиях филиппинских боевых искусств: по названию провинции; по имени основателя; по имени национального героя; в честь исторических событий; по преобладающей технике; по преобладающей дистанции боя и т.п.
4 категория – авторские названия систем, использующие термины из трех предыдущих групп.
Кроме того, в филиппинских боевых искусствах есть понятие «стиль» - т.е. определенные методы боевых движений. Например стиль «абанико», или стиль «очо-очо». Внутри такого «стиля» существует множество техник и комбинаций. Так, например, стиль «очо-очо» состоит из перемещений, техники нанесения ударов по определенным углам, техники блокирования ударов, техники контратаки с использованием прямых и обратных ударов по «восьмерке». Несколько другое значение имеет термин «система» - это набор техник, извлеченных из различных «стилей», которые тесно связаны и преподаются в строгом порядке. Например, система «далаван бастон» включает в себя несколько способов блокирования атак противника с одновременной контратакой. Они изучаются в последовательности «от простого к сложному» и включают в себя развитие контратаки, используя техники из стилей «очо-очо», «абанико», «доблада» и др. Имя, которым мастер называет свою школу может включать или не включать названия «стилей» и «систем». Так вышеприведенные примеры относятся к школе Комбатан.
[править] Классификация филиппинских боевых искусств
В филиппинских боевых искусствах не принято выделять традиционные и не традиционные стили. Существует деление на древние, классические и современные, которые различаются по таким параметрам как – влияние других боевых искусств; используемое оружие и методы его применения; наличие способов боя без оружия; особенности техники передвижения; наличие спортивных состязаний:
[править] Древние (до XVI в.)
* оказали влияние боевые искусства Индии, Индонезии, Малайзии и Китая;
* ипользуется традиционное оружие Филиппин – мечи, мачете, копья, лук, духовая трубка, гибкое оружие, щит и т.д.;
* присутствуют отдельные приемы боя без оружия как вспомогательные действия;
* передвижения осуществляется по сложным геометрическим фигурам;
* спортивных соревнований нет.
[править] Классические (XVI – XX вв.)
* оказали влияние фехтовальные техники (шпага, эспада и дага, нож, палка) Испании, боевые искусства южных провинций Китая;
* используются палка, нож, мачете, меч. Характерна техника Эспада и Дага. Использование палки и мачете одинаковым образом;
* существует разработанный раздел боя безоружного против вооруженного, но бой двух безоружных противников разработан недостаточно детально;
* основные передвижения совершаются по треугольникам;
* традиционно соревнований не было, но начинают появляться в последние годы.
[править] Современные (XX – XXI вв.)
* оказали влияние боевые искусства и спортивные единоборства Европы, Японии, Кореи;
* используются палка, нож, подручные предметы, мачете. Применение палки и клинкового оружия различается;
* существуют хорошо проработанные методы боя без оружия;
* сочетание прямолинейных передвижений и шагов по треугольникам;
* спортивные соревнования есть, но не во всех.
[править] Краткая характеристика филиппинских боевых искусств
Арнис является одним из «искусств без искусства». Его техники основаны на двигательных принципах и теориях, а не на застывших формальных движениях и упражнениях. Вместо разучивания формальных комплексов и постепенных пошаговых упражнений для каждого вида оружия, происходит обучение основам естественного движения и применению одних и тех же ударов и защит по отношению к любому направлению, типу и силе атаки. Причем, это справедливо вне зависимости от того, держат ли ученики в руках меч, кинжал, палку или никакого оружия вообще. В дополнение к этому, все техники ведут к бесконечному числу разоружений, бросков и захватов с использованием максимального числа рычагов, какое бы оружие ни было применено. В отличие от всех других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.
В систему филиппинских боевых искусств входят:
СОЛО БАСТОН – бой одной палкой
ДОБЛЕ/ДАЛАВАН БАСТОН – бой двумя палками
ДАГА са ДАГА – ножевой бой
МАНО а МАНО (КАМАО са КАМАО) - рукопашный бой:
ПАНАНТУКАН - техника боя руками
ПАНАНДЖАКМАН - техника боя ногами
ДУМОГ - борьба в стойке и в партере
ДАКОП/КАДЕНА де МАНО – техника болевых замков
ПАНГАМОТ – бой против вооруженного противника
КИИНА-МУТАЙ – техника укусов и щипков
ДУЛО-ДУЛО – использование ладонной палочки
ЛАБО-ЛАБО – использование подручных предметов
АРНИС КАВАЙАН – использование шеста
КЛАССИЧЕСКИЙ АРНИС – бой на традиционном холодном оружии:
ЭСПАДА и ДАГА – техника боя с использованием палки и ножа (меч и кинжал)
БОЛО – использование мачете
БАЛИСОНГ – техника ножа-«бабочки»
ДОС ПУНТОС, ТРЕС ПУНТОС, АБАНИКО ДОБЛАДА и т.д. – традиционные способы боя на холодном оружии и палках
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
САМООБОРОНА
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ТЕХНИКИ
ТЕРО ГРАВЕ – техники боя на уничтожение противника
Кроме того, существует большой арсенал оружия – как национального (крис, кампилан и др.), так и заимствованного из других боевых систем (например, тьябанг – аналог окинавских сай). Присутствует и техника боя гибким оружием (либуд ат кадена, паге), наиболее известными являются – табак тойок (филиппинский аналог нунчаку) и йойо (камень на веревке, больше известный в Европе в виде детской игрушки); использование различного вида стрелкового и метательного оружия и многое другое.
Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей (многие современные мастера старшего поколения еще застали времена «боев до смерти» между представителями разных школ), в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела. Так техника передвижений использует много танцевальных элементов из народных танцев сайау и синалог. Сформировался даже особый стиль ведения боя, известный как эсило де салон, построенный на быстрых и непредсказуемых танцевальных шагах.
Схемы передвижений, единые для большинства школ арнис, тесно связаны и с сакральными символами, главными из которых являются треугольник и круг. Треугольник, маневрирование по сторонам которого является базовым техническим элементом, символизирует единство трех основных народов (равнинных прибрежных, горных и моро), образующих филиппинскую нацию, и три главных религиозных учения Филиппин – христианство, ислам и анимизм. Круг, описывающий треугольник, является аналогом китайских понятий об инь и ян, о единстве и взаимопревращении противоположностей. Он символически отображает связь конечного и бесконечного, линии и круга, физического мира и духовного, меняющегося и постоянного.
Несмотря на наличие подобных философских обобщений, в филиппинских боевых искусствах нет такого мощного пласта психотренинга, который внесли в другие боевые искусства буддизм и даосизм. Большинство психотехник Арнис направлено на единственную задачу: выработку состояния готовности и контроля ситуации непосредственно перед боем и для боя. Некоторые мастера арнис верят в существование магической силы антинг–антинг, дающей великую силу. Такой боец может, например, легко вгонять голой рукой гвозди в толстую деревянную доску по самую шляпку и так же легко вытаскивать их обратно.
[править] Разделы Арнис
* соло бастон — техники с одной палкой
* далаван бастон — техники с двумя палками
* дага са дага — техники с ножом
* эспада и дага — техники с ножом и палкой
* мано-мано — рукопашные техники
* думог, дакоп — техники борьбы, болевых захватов и удушений
Филиппинские боевые искусства
Наверняка многие слышали про Филиппинские боевые искусства, но слышали только вскользь, представление получили неполное, и, скорее всего, ограниченное смутным воспоминанием о каких-то там ножах, да палках.
А на самом деле, Филиппины со своей системой подготовки бойцов, считаются родиной поистине опаснейшего вида боевых искусств!
Отличительная черта в тренировках боевым искусствам у народов филиппинских островов в том, что основы боя состоят из техники владения палками и ножом, а уж потом переходят к обучению бою без оружия, при помощи рук и ног. Из чего можно сделать вывод, что жители Филиппин прежде всего должны были нанести смертельные удары противнику при помощи ножа или палки. Руки и ноги шли в ход в том случае, если оружие терялось.
Направлений, стилей в Филиппинских боевых искусствах множество. Например, техники Кали - опасные, без каких-либо излишеств. Это бой холодным оружием - ножами, мачете, мечами; всего более сотни наименований. Или термин Эскрима, происходящий от испанского слова esgrima и обозначающий, в первую очередь, испанское фехтование в стиле zoro. Эскрима появилась, не в пример кали, в городах. Это было уже скорее спортивное боевое искусство.
Еще один вид - Арнис де мано. Название происходит от специальной защиты, которую бойцы одевают на руки, чтобы не получить слишком сильных ран. В Арнисе активно используются палки, ножи и их производные, камень и веревка.
3
Техники Арнис, Эскрима и Кали это многообразие контратак, разоружений, бросков и захватов с максимальным использованием ресурсов бойца, как бы ни были вооружены его противники. Филиппинская манера боя ножом была принята на вооружение спецподразделениями большинства армий мира.
Филиппинские боевые искусства носят разные названия в зависимости от района архипелага. В столичном мегаполисе Маниле эта борьба известна под именами арнис или пананандата, в провинции Пангасинан - как калиронган, в Илокосе - кабароан, на Бисайских островах - эскрима.
Историки, изучающие арнис, насчитывают до 200 систем или стилей борьбы арнис-эскрима-кали. Некоторые названия указывают на дистанцию боя - ларго (дальнее расстояние), медио (среднее), корто или серрада (близкое расстояние, «закрытый» бой). Другие - на тип движений: абaнико (обмахивание веером), палuс-палuс (с силой прокладывать путь; смахивать), сунгкитu(н) (делать резкие выпады), питuк (легкие удары, щелчки), oчо-oчо (восьмерка), лaстико (щелканье). Также стили могут называться по виду оружия - например, исaнг арнис (борьба с одной палкой), далауaнг арнис или синауалuс (с двумя палками), эспaда и дaга (меч и кинжал), мaно-мaно или де кадена (голыми руками).
Таким образом, простым перечислением, перед нами открывается целый неизведанный, тайный мир боевых искусств! Про карате или у-шу слышали все, имеют хотя бы общее представление. О боевых искусствах Филиппин, которых так много на поверку, знают совсем чуть. Разве что из голливудских фильмов с участием Стивена Сигала можно в той или иной степени получить общее представление о технике работы палками или ножами.
Сильно отличаются от общепринятых и общеизвестных методы тренировок. На первых порах они преследуют две цели - постановку удара и развитие координационных навыков. После чего идет длительная спарринговая отработка различных техник и методов ведения боя. Бой палками во многом отличается от боя острым оружием. К примеру, захватить палку рукой - можно, а нож - невозможно. И всё-таки, перед тем как приступать к изучению борьбы с холодным оружием, технику необходимо отрабатывать именно в палочном бое.
2
Ножевой бой - это не способ ведения боя в прямом смысле слова. Между прочим, владение ножом даже на Филиппинах редко рассматривалось с этих позиций. Внезапное нападение с максимально быстрым и эффективным поражением - вот основной рисунок филиппинской работы ножом. Готовясь к бою на ножах, филиппинцы считают важным психологически настроиться на то, что рано или поздно им нанесут кровавые раны. Именно поэтому во время тренировок разрешаются полные контакты с оружием противника. Ведь боец должен быть подкован не только технически, но и психологически.
Однако в европейском мире подобные психологические приёмы не приветствуются и не применяются. На западе первый год тренировки проводятся с деревянными макетами, которые позже, можно заменить на настоящее оружие.
Если вы думаете, что в школе филиппинских единоборств из вас сделают аса ножевого боя, то немного ошибаетесь. В первую очередь Вас научат владеть оружием и обороняться от ударов колюще-режущими предметами. К тому же вы сможете без труда одолеть противника, используя палки, камни и другие подручные средства, и при этом не причините ему слишком сильного вреда.
Кстати, на заметку: в США и Европе интерес к филиппинским единоборствам, в частности, к арнису, появился и стал быстро расти с подачи Брюса Ли. Актёр часто применял в своих фильмах элементы этого боевого искусства. Кали его обучал Дэн Иносанто - ведущий специалист по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают таких мастеров, как Реми Пресас, Френдерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Санчес, Лео Гайе, Том Бисио. Легендами окутано имя Флоро Виллабриле, победителя многих «боев до смерти» начала ХХ века, считающегося вторым великим воином арниса после Лапу-лапу.
stick_and_knife
Не так давно, в 2005 году, был основан Альянс Филиппинских боевых искусств (PMAA).
Альянс занимается продвижением техники Philippine CombativesTM («Филиппин Комбативс») - это сплав различных классических и современных систем борьбы, используемых на Филиппинах.
Одна палка
Этот стиль обычно называют исанг арнис, кали или эскрима, иногда - соло бастон. Основное внимание уделяется Вашей ведущей руке. Обучение включает тренировки, которые позволят Вам чувствовать дальнее, среднее и близкое расстояние боя на палках. Этот стиль также лучше всего раскрывает «скрытую» ценность Вашей свободной руки (иногда называемой «живой рукой»). Постижение принципов борьбы на одной палке не только значительно повысит Ваше мастерство, но и продемонстрирует, какая сила заключена в Вашей недоминантной руке! От малайо или ларго (дальнее расстояние) и малапит или корто (ближнее расстояние) до захватов, зацепов, бросков и обезоруживания противника, - все в этом стиле указывает, что это одна из главнейших частей филиппинских боевых искусств, которую нельзя пропустить.
Две палки
Стиль известен под названиями синауалuс, далауaнг арнис или эскрима, или добле бастoн. Уверенное использование обеих рук в борьбе на палках, несомненно, повышает не только гибкость и быстроту реакции, но и силу рук. Ваша способность успешно сражаться на одной палке и разоружить противника иногда приводит к тому, что у Вас в руках оказывается сразу две палки. Тренировка использования двух палок в самом разгаре боя и практические занятия делают наших учеников хорошо подготовленными борцами на палках.
Владение ножом
Обычно называется дага са дага («нож к ножу»). В этом стиле, соответственно, в центре внимания - использование Вами ножа для отражения ножевых атак. Хотя обычно мы тренируем работу на поражение противника, мы также обращаем Ваше внимание, что бой на ножах в системе Филиппин Комбативс подразумевает и умение использовать свое холодное оружие для защиты от нескольких нападающих. В Филиппин Комбативс такой бой фокусируется не только на защите, но тренирует и нападение, а также реалистичные жизненные сценарии. В жизни мы можем и не столкнуться с человеком, угрожающим ножом, и многие из нас не носят ножей с собой, однако постижение принципов, лежащих в основе тренировок боя с ножом в Филиппин Комбативс в любом случае повысит Вашу уверенность в своих силах и самоконтроль. Помните, что нож - это необязательно кинжал, это может быть и перочинный ножик, складной предмет или просто карандаш. Ваша способность работать ножом против ножа также повышает технику Ваших рук, что очень важно при встрече с одним из самых скрытых форм смертельного оружия в сегодняшнем мире - ножом!
knife_to_knife
Меч и нож
Обычно этот стиль называют эспада и дага, или арнис или эскрима и дага. Это одна из старейших боевых систем, которую многие ученики недооценивают и не считают важной в наши дни. Хотя мы не предполагаем, конечно, бороться с реальным противником посредством и меча и ножа, Ваша способность определять силу каждого из этих видов оружия поможет вам лучше постичь особенности филиппинских боевых искусств. Имейте в виду, что это оружие - всего лишь продолжение Ваших рук, и без хороших рук оно не будет реальным оружием. Понимание этого принципа приведет Вас к осознанию того, что бросок ножа можно легко заменить резким прямым ударом рукой в глаза, а рубящее движение меча - ударом предплечьем в шею.
Рукопашная
Обычно эта борьба именуется камаo са камаo («кулак к кулаку»), или мано а мано («рука к руке»). Филиппин Комбативс поможет Вам лучше понять системы оружия и их связь с нашим стилем рукопашной борьбы. Этот вид филиппинских боевых искусств иногда получает неверное истолкование, или даже скрыт в других стилях. Система Филиппин Комбативс не только поддержит те навыки рукопашной борьбы, которые Вы уже получили, но дополнит и разовьет их. Этот стиль поможет найти ответы на вопросы и устранить те скрытые неясности, которые лежат в ряде боевых систем, и несомненно, он поможет Вам лучше овладеть выбранным боевым искусством. Рукопашный стиль системы Филиппин Комбативс включает удары, парирование и блокирование ударов, контрудары, удары ногами, захваты и комбинации этих действий, броски, контроль или уклонение и различные заключительные боевые техники.
Борьба на земле
Носит название думoг («поверженный»). Филиппин Комбативс учитывает ценность тренировок реалистичной борьбы на земле. Система Филиппин Комбативс идет дельше техники рук. Мы реально подходим к ситуации борьбы на земле, поэтому, помимо тренировок нижнего рукопашного боя, включаем упражнения с использованием палок или ножа, чтобы совершенствовать навыки выживания в такой борьбе.
Вот, в принципе, краткий обзор интереснейшей темы - Филиппинские Боевые Искусства. Думаю, я еще не раз и не два обращусь к этой теме и буду более детально рассказывать о разных стилях и методах тренировок.
В статье использованы материалы из следующих источников:
http://www.boets.ru/515/?id=165
http://samooborona.info/pmaa.html
http://istina.rin.ru/fight
stick_to_knife