Традиции большинства школ боевого искусства Южного Китая упоминают, что
после разрушения фуцзянского храма Шаолинь в южных провинциях получили
известность пять человек. Каждый из них создал свой стиль гунфу, базировавшийся
на шаолиньском искусстве (первоначально это искусство состояло из множества
стилей). Эти пятеро якобы были самыми искусными шаолиньскими мастерами,
входившими в элитную группу, которая разрабатывала усовершенствованный стиль
боя.
Чжи Шим обучал системе под названием Вэн Чун Куэн - Кулак Вечной Весны. Свой
стиль Чжи Шим назвал в честь шаолиньского павильона Вечной Весны - Вэн Чун
Тонг, где он обучал боевым искусствам, и где велась работа по созданию новой
системы боя. Под влиянием Чжи Шима был создан стиль Хун Га Куэн - Кулак Семьи
Хун (Красной).
Миу Хин обучал своих последователей системе Пяти Форм, известной также как
"Кулак Пяти Зверей".
Фунг До Дак до того, как попал в Шаолинь, был даосом. После разгрома и сожжения
храма он укрылся в горах Удан провинции Хубей в даосском монастыре, где обучал
стилю Белого Тигра и стилю Ней Цзя Цюань ("Кулак Внутренней семьи").
Бак Мэй Дао Жэнь - "Даос Белая бровь" - был выдающимся мастером
гунфу. Прибыв в Шаолинь по приглашению главного настоятеля, Бак Мэй получил
вызов от нескольких шаолиньских бойцов, желавших испытать его мастерство. Все
они были побеждены даосом. Бак Мэй длительное время находился в Шаолине, а
после разрушения монастыря вернулся в горы Эмэй, откуда прибыл в Шаолинь.
Здесь, в даосском монастыре, он обучал Кулаку Формы Тигра. Его последователи
после смерти учителя переименовали стиль в память о своем непревзойденном
наставнике в Бак Мэй Пай - "Стиль Белой Брови".
Монахиня Нг Муи - связующее звено между шаолиньским гунфу и Вин Чун Куэн. Она
создала Бак Хок Куэн - "Кулак Белого Журавля". Метод, которому в
разное время обучала Нг Муи своих последователей, послужил основой для создания
и развития других стилей гунфу:
Кулак Дракона
Кулак Сливового Цветка
Кулак Пяти Слив
Кулак Пяти Зверей... и т.д.
Нг Муи
Нг Муи и Даос Белая Бровь в одном из даосских монастырей в горах Эмей были
учениками школы Нгок Га Куэн (Нэй Цзя Цюань) - внутреннего стиля,
практиковавшегося в течение нескольких поколений даосскими мастерами гунфу. В
Шаолинь Нг Муи и Даос Белая Бровь прибыли уже состоявшимися мастерами эмэйского
гунфу, прекрасно осведомленными в углубленных методиках "внутренней
работы".
Для того чтобы развивать гунфу, а не только поддерживать традицию, Шаолиньский
монастырь приглашал известных мастеров других направлений в качестве
преподавателей и наставников. Южный Шаолинь принадлежал к буддийской школе
Чань, сформировавшейся в результате взаимовлияний буддизма и даосизма.
Монастырь был открыт всем ищущим истину - будь то даосы, буддисты или
конфуцианцы. Если человек не цеплялся за внешние различия и форму, а искал
глубинную суть, у него был шанс обрести ее там. Таким образом Нг Муи оказалась
в Шаолине.
Легенда утверждает, что Нг Муи в поединке убила Фонг Сэй Юка, знаменитого
бойца, гордившегося своим непробиваемым "железным" телом. В то время
Нг Муи была уже немолода - по крайней мере, лет на 20 старше своего молодого и
полного сил противника. Современные мастера боевых искусств считают, что Нг Муи
победила Фонг Сэй Юка не в рукопашной схватке, а в поединке с оружием. В этом
случае силы и шансы на победу у мужчины и женщины уравниваются. Такая версия
кажется наиболее вероятной.
После разрушения Южного Шаолиня Нг Муи бежала в горы Эмэй и укрылась в
монастыре Белого Журавля (провинция Сычуань). Там, по одной из легенд она стала
свидетельницей боя между журавлем и змеей, вдохновившем ее на создание стиля
Бак Хок Куэн - "Кулак Белого Журавля". Считается, что еще при жизни
Нг Муи ее стиль имел как минимум два варианта.
Другая легенда повествует, что еще в Шаолине Нг Муи преподавала свой
собственный стиль, соединивший в себе лучшие качества эмэйского и шаолиньского
гунфу. Один из лучших учеников монахини оказался шпионом маньчжуров. Он раскрыл
заговор против правительства Цин. Затем стал наставником маньчжурских офицеров.
Убедившись в боевой эффективности стиля Нг Муи, они взяли его на вооружение.
Узнав об этом, монахиня решила создать второй усовершенствованный стиль, чтобы
лишить маньчжуров преимущества. В результате Нг Муи разработала новую концепцию
боя, превосходящую её собственный шаолиньский вариант в скорости, силе и
утончённости контроля. Движения нового стиля были более экономичными, удары
наносились без замаха с использованием не жесткой мускульной силы, а
мягко-жесткой силы сухожилий. Бой велся на ближней дистанции. Основой были
техники рук, ноги же применялись ограничено - ими наносились удары по ногам и
нижней части тела противника.
Монах-предатель, бывший ученик Нг Муи, решив остаться единственным обладателем
стиля, нашел наставницу и бросил ей вызов. Обновленная техника Нг Муи сработала
безотказно: предатель был убит.
Опробовав свою новую уникальную систему боевого искусства, Нг Муи покинула
монастырь Белого Журавля. Теперь маньчжурские власти разыскивали ее как убийцу.
Скрываясь, Нг Муи скиталась по южным провинциям, нигде подолгу не задерживаясь.
Однажды в Учжоу, на границе Гуанси и Гуандун она встретила монаха Миу Шуна,
которого знала по Южному Шаолиню. Миу Шун, бывший шаолиньский монах и мастер
боевых искусств, на тот момент жил торговлей лекарственными травами и
снадобьями. Он предложил Нг Муи свое гостеприимство и помощь. Нг Муи оставалась
в Учжоу несколько лет. За это время она обучила Миу Шуна своему уникальному
гунфу. Будучи очень талантливым специалистом, Миу Шун скомбинировал стиль Нг
Муи со своим стилем Змеи. В итоге он получил новый стиль, которому еще не было
названия (по некоторым источникам стиль все же был назван "Кулаком Рук
Будды"). Миу Шун обучил своему искусству названого брата, по имени Йим Йи.