"Мягкость есть душа ивы, она способна направить силу ветра против него
самого”
Старая поэма о пользе мягкости в боевых искусствах описывает пример
мягкости дерева, подобного иве, которое поддается, гнется перед
сильными ветрами во время бури, вместо сопротивления им.
За счет
отсутствия этого сопротивления ива продолжает жить после
бури, тогда как деревья, отказавшиеся поддаться ветру, могут быть
повреждены или вообще вырваны с корнями. Вин Чун Куен уважаемого мною
Сифу Чоу Тзе Чуэна, переданный ему Великим Мастером Йип Маном
базируется на идее мягкости, побеждающей твердость. Эта статья пояснит
основные моменты Вин Чун Куен Сифу Чоу, которые делают это мягкое
подчинение возможным (действенным). Будут рассмотрены разделы о
нейтрализации с помощью структуры, рассеивания с помощью работы ног,
использование линии плеч для образования пустоты и т.д.
Поддаваться
подобно иве.
Ива выбрана нами, как метафора, для иллюстрации мудрой стратегии и
метода преодоления атакующих сил. Для того, чтобы выросла ива, сначала
должны быть посажены семена. Из семян вырастают мощные корни, прямой
ствол, гибкие ветви и листья. Это основа для использования концепции
податливости подобно иве. В реальной практике руки могут
рассматриваться, как листья и ветки, которые вступают в первый контакт
с атакующей силой. При правильном согласовании с направлением силы,
сила оппонента может быть сведена в пустоту, без нарушения при этом
структурной целостности практикующего Вин Чун, так же, как ветки и
листья ивы поддаются ветру, оставаясь на своих местах. Во вторых,
туловище практикующего Вин Чун может быть уподоблено ивовому стволу –
вертикальное и структурно выпрямленное для того, чтобы принимать силу
оппонента внутренне и перенаправлять ее, используя силу запястья, или
уводить в землю через ноги. Третий базис уподобления иве – развитие
мощных корней, позволяющих практикующему Вин Чун быть устойчивым, не
допускающих сталкивание его в нестабильную позицию какой- либо внешней
силой.
Условия для изучения того, как быть податливым.
При изучении нами Вин Чун, так как преподавал Сифу Чоу Тзе Чуэн, мы
ставим акцент на развитии следующих моментов, являющихся необходимыми в
понимании того, как быть податливым:
- расслабление первый ключ в понимании того, как надо успешно поглощать
силу противника, лежит в полном расслаблении в течении всего времени,
особенно во время поединка;
- мы определяем правильное расслабление как "не использование ненужного
мышечного напряжения, не вносящего вклад в эффективность передвижения
при достижении цели”. Расслабляясь, можно понять смысл внутренних
боевых искусств, определяемых четырьмя критериями:
"Yuk Yau But Yuk Keung" – означает, что
практикующий Вин Чун должен
поддаваться, вместо того, чтобы сопротивляться противнику с помощью
мышечной силы;
"Yuk Shun But Yuk Yik"
– призывает практикующего Вин Чун двигаться гармонично, а не бороться с
потоком силы противника;
"Yuk Ding
But Yuk Luen" – практикующий Вин Чун должен двигаться
четко, стабильно, равномерно, для постоянного контроля центральной
линии;
"Yuk Jui But Yuk San"
- практикующий Вин Чун должен правильным
образом использовать массу своего тела как единого целого, а не
раздельного и неэффективного его использования.
Центральная линия.
Второй ключ лежит в постоянном контроле центральной линии. Центральная
линия так важна в Вин Чун, что можно сказать, что это искусство защиты
и атаки центральной линии. Принцип "Man Fat Gwai Chung" (буквально
"десять тысяч техник, берущих начало от центральной линии”) лучше всего
описывает главнейшую роль центральной линии в Вин Чун.
Смысл в том, что во время атаки и защиты противник будет атаковать
центр тела практикующего, т.к. наиболее ранимые места расположены там.
Понимание центра, дает практикующему Вин Чун направляющую зону
(reference area), из которой он может строить стратегию атаки и защиты.
При правильном направлении (reference path) становиться возможным
перенаправлять и сводить атакующую силу в пустоту. Эта стратегия будет
рассмотрена в последующем параграфе о линии плеч.
Неподвижный локоть.
Третьим моментом является концепция неподвижного локтя. Необходимо
удерживать локоть близко к телу и на центральной линии. Удержание
неподвижного локтя дает практикующему постоянную защиту его тела в
течении боя без необходимости делать это каждый раз при атаке или
контратаке противника. Правильная позиция локтя также дает возможность
группировки тела за руками, позволяя практикующему использовать мощь
всего тела, а не полагаться на локальную силу рук. Также выполняется
условие спонтанного (ненамеренного) использования центральной линии. По
этой причине распространенным указанием в школе Великого Мастера Ип
Мэна было то, что ученик не должен держать локоть слишком близко или
далеко от тела. Правильная позиция локтей позволяет практикующему
перенаправлять силу противника, используя все тело, а не руки отдельно,
что распространено среди новичков.
Правильная позиция тела.
Четвертым ключом является правильная позиция тела. В Вин Чун смысл
правильной позиции тела заключается в удержании практикующим своей
центральной линии перпендикулярно относительно горизонтальной линии,
образуемой плечами. При этом обе руки могут быть легко использованы для
атаки без необходимости постоянного перемещения тела. Точность атаки и
защиты также сильно увеличивается при использования двухмерного
равнобедренного треугольника, используемого для постановки тела в
наиболее выгодную позицию относительно противника, чтобы успешно
перенаправлять силу и контратаковать. Позиция тела позволяет
практикующему Вин Чун использовать стороны треугольника для направления
силы противника в безопасную область.
Одновременная
защита и атака.
Пятый момент – способность защищаться и атаковать одновременно. Об этом
рассказывает другой принцип "Siu Da Tong Bo" или "Sheung Kiu Bing
Hang". Основная идея "Lin Siu Dai Da" (Одновременная Атака и Защита)
следующая выделяющаяся характеристика Вин Чун.
Принцип требует, чтобы все защитные действия в течении короткого
времени сопровождались атакой, для того чтобы не потерять
кратковременное преимущество над противником. Или проще говоря лучшая
защита - это нападение. В реальной боевой ситуации необходимо
контролировать внешние и внутренние факторы. Неправильный контроль
факторов означает возможное поражение вследствие нескольких причин,
таких как усталость, замедление скорости, потеря концентрации и т.д.
Использование одновременной атаки и защиты в связи с концепцией не
сопротивления призывает практикующего не сопротивляться противнику,
используя его силу, позицию тела, линию и угол движения для занятия
лучшей позиции, из которой он может лучше всего контролировать тело
противника и, следовательно, доминировать над ним.
Стойки.
Последний ключ в изучении того, как правильно управлять силой
противника – умение использовать стойки Вин Чун. Правильно выдержанная
стойка позволяет практикующему поглощать силу противника в статической
стойке, а в динамической стойке перемещать тело так, чтобы противник не
мог зацепиться за тело.
Ключи к пониманию
того, как быть податливым.
В заключительной части мы коснемся моментов,
нужных для податливости как ива прогибается перед лицом большой силы
ветра.
Нейтрализация с помощью линии плеч. Это основной механизм, для того,
чтобы поддаваться большей силе. Он призывает практикующего вести силу
противника таким образом, чтобы она провалилась в пустоту, используя
линию плеч. Стороны двухмерного равнобедренного треугольника, который
описан в разделе о правильной позиции тела, можно представить как путь,
по которому практикующий Вин Чун может свести вектор результирующей
силы противника.
Использование структуры тела.
Принцип Вин Чун гласит "Ying Siu Bo Fa, Ying Fu Sung Yung" (структура
нейтрализует, ноги рассеивают, противником можно управлять с помощью
меньшей силы). Этот принцип показывает важность правильной структуры
тела и работы ног.
Правильная структура тела означает:
неподвижность локтей;
использование структуры для «скатывания» силы противника;
вес находится на одной ноге;
движение исходит от поясницы;
Пункт 1 уже был рассмотрен. Пункты 2-4 выходят за рамки этой
статьи. Следующая иллюстрация Сифу Чоу дает читателю представление о
структуре, с которой скатывается сила и распределении веса на одну ногу.
Правильная структура позволяет практикующему быть податливым подобно иве
следующим способом:
- оставаться на одном месте при поглощении силы противника телом
практикующего, образуя вектор для направления силы напрямую от точки ее
приложения до земли, где сила противника безопасно перенаправляется;
- поворачивать тело при контроле центральной линии и при сопровождении
атаки противника, чтобы они проваливались в нейтрализующую линию плеч,
образуемую двухмерным равнобедренным треугольником, становясь
безопасными. Тем не менее, динамика реального боя такова, что иногда
практикующему приходится отшагнуть, тем более, если поединок ведется с
человеком, умеющим быстро двигаться или наносящим удар намного более
мощный, чем может поглотить неподвижное тело практикующего. Это то
место, где вступает в игру работа ног из второй части принципа "Ying
Siu Bo Fa".
Использование работы ног.
Приложения от "Ying Siu Bo Fa" как сказано выше в "Использовании
структуры”, когда структуры статического тела или поворота тела на
месте недостаточно для нейтрализации атаки противника, шаг назад
становиться необходимым. В Вин Чун нашей линии использование ног
позволяет практикующему либо полностью убрать тело с направления атаки,
либо следовать за вектором силы противника. Работа ног требует от
практикующего переместиться в стратегически более выгодную позицию, из
которой можно контратаковать, при сохранении 100% веса на одной ноге в
паре с правильно выровненной линией плеч. Использование работы ног
имеет и другие цели. Введение ног в процесс позволяет расширить область
перемещений, доступную для практикующего Вин Чун, для того, чтобы не
только нейтрализовать, но и сократить разрыв, догнать, навести мост и
следовать за движениями противника во всех направлениях. В тоже время
движения противника будут отрезанными, ограниченными или проваливаться
в пустоту, не находя удобного случая для использования силы против
практикующего.
Заключение.
В этой статье мы познакомили читателя с уникальными особенностями
направления Вин Чун, как он дошел до Сифу Чоу Тзе Чуэна от Велиого
Мастера Йип Мана. Использование ключевых моментов – основы Вин Чун в
паре с умением быть податливым сродни склоняющейся и качающейся иве во
время сильного шторма делает по нашему мнению Вин Чун Куен разумным и
превосходным стилем боевых искусств. По словам Великого Мастера Йип
Мана "Если ты стоишь на самой высокой горе, нет никого выше тебя. Вин
Чун - выше нас”.